В избранное    Домой   

Вторник,  16 Apr 2024 г., 20:47
... всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. /Евангелие от Матфея/

 Логин:  

 Пароль: 




Анонсы:
=== Дата: 08/09/2010     Автор: Кащеев Дмитрий ===

Что такое юзабилити

Говоря простым языком юзабилити – это удобство использования чего-либо. В нашем случае – удобство пользования сайтом. Вам приходилось, когда ни будь ощущать дискомфорт, заходя на сайт? То навигация какая-то непонятная, то неудобная, бывает, не видно URL’a страницы, на которую ведёт ссылка и т.д. Перечислять такие маленькие погрешности можно очень долго, но все они приводят к потере посетителей, постоянных посетителей, а это болезненно вдвойне.

Понятие пришло в Россию с Запада. На Западе проблемам юзабилити уделяют очень большое внимание, существуют люди, специалисты, в задачу которых входит лишь исследование текущего уровня удобства использования чего-либо, разрешение проблем, устранение недостатков и повышения usability в целом. Таких специалистов называют ещё юзабилистами, или проектировщиками пользовательских интерфейсов. Под интерфейсом здесь понимается не только веб-сайт, а любое взаимодействие человека с программными продуктами, техникой.

Направлений usability намного больше, чем кажется на первый взгляд. Использование этого термина выходит далеко за пределы веб-дизайна и даже интернета в целом.

Что касается веба, то наиболее важными аспектами в нём являются дизайн, навигация, графика, реклама. По каждому из этих направлений можно и нужно проводить иследования, привлекать юзабилистов, тестеров. Именно на этих направлениях я и остановлюсь подробнее, т.к. они наиболее актуальны для начинающих веб-мастеров.

Казалось бы, какие там исследования в области рекламы, сваял банер, написал на нём волшебную фразу «Жми сюда», ляпнул его на страницу, и всё готово. Не так то всё просто. Для создания эффективной рекламы необходимо знать основы человеческого восприятия в разных областях жизнедеятельности (в вебе они одни, в реальной жизни совсем другие), механизмы, защищающие от нежелательных воздействий (одним из которых является реклама). Помимо того, что посетителю нужно показать рекламу, да так, чтобы он её заметил, его желательно сохранить, т.е. сделать так, чтобы у него осталось желание вернуться на ваш сайт. Настоящий юзабилист никогда не позволит разместить на сайте pop-up окна, огромные flash-заставки, которые разворачиваются на большую часть экрана, неважно, реклама это, или шутка. Он знает, что такие шутки дорого обходятся. А если уж создания такого элемента на сайте не избежать, то грамотный специалист не станет прятать кнопку «закрыть», или «свернуть» (сегодня так многие поступают) от пользователей.

Дизайн и графика часто составляют единое целое, а если точнее, то графика обычно является элементом дизайна. Если не вдаваться в подробности, то здесь всё просто – от дизайна требуется легкость, читабельность, понятность. Графика должна быть оптимизирована, пользователь должен хорошо понимать, в каком разделе сайта но на данный момент находиться – всё это проблемы usability, т.е. удобства пользования сайтом.

Навигация – это поистине один из важнейших аспектов. Хорошо, если сайт не больной, тогда обеспечить быстрое перемещение пользователей по сайту не составит проблем, но если количество страниц и разделов растёт, то вашим читателям становиться тяжелее найти искомую информацию. Говоря о дизайне, упоминалось, что он должен ясно говорить посетитель, где последний на данный момент находиться, так вот, навигацию необходимо организовать так, чтобы посетитель сразу понял, на что нужно нажать, чтобы перейти к следующей статье, разделу, теме, или попасть на главную страницу. На маленьких по объему информации ресурсах ошибки в проектировании навигации не так сильно заметны.

А теперь, представьте себе огромный интернет-магазин, в нём сотни товаров, их описания, фотографии, цены, есть пользовательская корзина, страницы об оплате и доставке товаров. Покупателей нужно регистрировать и так далее… Как вы думаете, что будет, если навигация по магазину оставляет желать лучшего? Тогда потенциальные покупатели не смогут найти товар соответствующий их запросу, возникнут затруднения при просмотре корзины, что немаловажно в книжных магазинах, где покупают обычно сразу несколько наименований. Покупатель обязательно должен видеть сумму на которую он уже набрал товара. Если вдуматься в суть вышесказанного, то всё это настолько банально, что этого вроде бы можно было и не говорить, но как раз такие простые вещи предусмотреть достаточно сложно, если их сразу слишком много. И всё это нужно не просто сделать – есть и хорошо, а сделать так, чтобы пользоваться интернет-магазином в нашем примере было удобно, а для этого необходимо подойти к проблеме учитывая психологические аспекты поведения людей, только тогда можно добиться успеха.

Создав любой интернет-ресурс не пожалейте сил и времени на его тестирования, причём, тестировать самому ни в коем случае нельзя, ведь вы сами его создавали, поэтому, возможно подсознательно что-то, где-то сделали под себя, так, как вам нравиться. Привлекайте тестеров, желательно грамотных, ищите их, ведите с ними переговоры, предложите им свои услуги, оцените их сайт (с их желания и согласия конечно).

Как повысить юзабилити сайта

1. Задавайте ширину страниц в процентах, а не в пикселях. Горизонтальная прокрутка это один из самых существенных недостатков любого сайта. Даже если ресурс полностью лишён других недостатков горизонтальная прокрутка, особенно на страницах с материалом для чтения может заставить уйти навсегда некоторых посетителей (и меня в том числе).

2. Размещайте самую интересную для посетителей информацию в верхней части страницы, так, чтобы она была без прокрутки. Ваша первая задача – заинтересовать пользователя, затем, вам придётся приложить усилия чтобы удержать его, но если посетители уходят сразу, то удерживать будет просто некого.

3. Если на вашем сайте вместо текстовых ссылок кнопки, то обязательно разместите альтернативный текстовый вариант навигации, иначе, пользователи с отключенной графикой не смогут перемещаться по вашему сайту.

4. Ссылки всегда должны быть подчёркнуты – это стандарт. По возможности сделайте ссылки синим цветом, а если по вашему замыслу они будут иметь другой цвет, то проследите за тем, чтобы цвет был одинаковый на всех страницах сайта. Не подчёркивайте больше никакие слова и словосочетания кроме ссылок, пользователи будут тыкать в них мышкой. Используйте для выделения жирный шрифт, или курсив, другой кегель и шрифт.

5. Выделяйте разным цветом пройденные и не пройденные ссылки. Особенно это правило актуально для страниц с содержанием для больших архивов. Никто не любит ходить по одной ссылке два раза.

6. Если страницу приходиться прокручивать далеко вниз (больше, чем на 3 экрана), тога желательно разместить внизу страницы дублирующую навигационную панель, чтобы посетителям не пришлось прокручивать страницу к самому началу.

7. Навигационные ссылки в виде картинок должны иметь комментарий с разъяснением, куда попадёт посетитель.

8. Каждая картинка обязательно должна иметь текстовый комментарий. Во-первых, пользователь, наведя курсов на изображение увидит всплывающую подсказку с вашим комментарием. Во-вторых, если у ваших посетителей браузере отключена графика, то они будут знать, что за картинка должна находиться на этом месте.

9. Логотип сайта всегда должен быть ссылкой на главную страницу сайта.

10. Посетитель должен легко и быстро находить ссылку на архив информации на сайте. Возможно, он ищет какую то конкретную статью.

11. Если вы предлагаете скачать какой-либо файл, то обязательно укажите его размер, не заставляйтё посетителей терять личное время.

12. Если ссылка открывается в новом окне, то предупреждайте об этом заранее, у многих опытных интернетчиков выработан рефлекс на моментальное закрытие всех появляющихся вновь дополнительных окон.

13. Вставьте навигационные блоки на каждую страницу, если на сайте есть подразделы, то дайте ссылки и на них, это значительно сэкономит время перемещения по сайту и поиска информации.

14. Если на сайте присутствует больше одного раздела желательно создать карту вашего ресурса. Если вы сделаете карту древовидной, то она будет более наглядной.

15. Старайтесь не делать на странице ссылок на эту же страницу, в результате получиться обычный рефреш и посетитель лишь потеряет время. Согласитесь неприятная ситуация, когда вы собираетесь куда-то пойти, а в результате оказываетесь опять там же, откуда только что собирались уйти.

16. Если ваш сайт представляет собой информационный ресурс с большим количеством текстовой информации, то по возможности установите скрипт поиска по сайту.

Вполне естественно, что выполнение всех этих советов не гарантирует успеха на 100%, слишком много других критериев влияет на популярность ресурса, но в любом случае ваши посетители оценят ваш труд. Успехов вам в этом нелёгком деле!


<<назад

Погода в Рудне
(Волгоградcкая обл.)

Подробнее >>


Курс валют
на 16 Апр 2024 г.
704 - Вьетнамских донгов
- 1